home

Вы здесь

Кафедра фортепиано

  • Список преподавателей
  • О кафедре
  • Новости
  • Концерты
Якупова Ольга Александровна
Зав. кафедрой
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Артемьева Людмила Васильевна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Ныркова Вера Дмитриевна
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Белашук Марина Георгиевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Говар Наталья Алексеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Григорьева Анна Дмитриевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Ермолаева Наталия Борисовна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Иванова Елена Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Исенко Алексей Иванович
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Клевке Владимир Донатович
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Крымская Анна Салимовна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Куинджи Марьяна Юрьевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Маторина Светлана Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Мерзлякова Надежда Борисовна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Пак Анна Григорьевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Пальян Галина Ильинична
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Спиряев Владимир Николаевич
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Судаков Анатолий Вадимович
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Хлебников Виталий Валерьевич
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Шатохина Наталья Николаевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Шилова Ольга Евгеньевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Гатауллина Нелли Ахметовна
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Комаров Алексей Викторович
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Крестинина Юлианна Александровна
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Магергут Анна Сергеевна
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Рязанцева Татьяна Александровна
Должность (для преподавателей академии): 
Старший преподаватель
Ушакова Серафима Анатольевна
Должность (для преподавателей академии): 
Преподаватель
 
Руководитель: 
Якупова Ольга Александровна

Со времени открытия в 1944 г. педагогического института им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки им.Гнесиных) прошло свыше 60-и лет. Курс фортепиано, как обязательная дисциплина, был включен в учебный процесс в первый год образования института на оркестровом, вокальном и теоретическом факультетах. Первоначально педагогический состав (5 чел) был объединен в отдел, получивший название – отдел общего курса фортепиано. О двух руководителях – Екатерине Семеновне Вартазарянц и Якове Моисеевиче Каабаке , проработавших на отделе всего 4 года, сведений почти не сохранилось. Годы были послевоенные, трудные. Отдел только начинал свою деятельность.

К концу 40-х годов появились первые выпускники. Стали открываться новые факультеты: дирижерско-хоровой, народных инструментов, вечернее и заочное отделения. Увеличилось количество студентов и, естественно, педагогов. Все это потребовало учебно-методической документации. Директор института Елена Фабиановна Гнесина в 1948 г. назначила заведующей отделом курса общего фортепиано Веру Львовну Сибор . По существу, ее можно считать первым руководителем, которая сумела поставить работу отдела на вузовский уровень. Педагоги составляли сборники фортепианных произведений для студентов-вокалистов, оркестрантов, делали переложения, легкие обработки, различные варианты упражнений для распевания, записывали свои уроки в дневники и др. Вера Львовна активно внедряла в курс фортепиано идеи специализации учебного процесса по факультетам, что было подхвачено и развито последующими руководителями. После ухода из института по семейным обстоятельствам Веры Львовны заведующей отделом стала Надежда Андреевна Светозарова .

С именем Надежды Андреевны связано много важных событий. Так, в 1962 г. отдел был преобразован в кафедру общего курса фортепиано, что очень порадовало коллектив преподавателей. Свидетельством этому послужило «Инструктивно-методическое письмо преподавателям общего фортепиано Уфимского филиала заочного отделения ГМПИ им. Гнесиных», обнаруженное нами в каталоге научно-методических работ института. Это письмо было составлено в 1962 г. группой опытных педагогов во главе с Надеждой Андреевной на 22 машинописных страницах. К сожалению, письмо не сохранилось и его содержание не известно. Но, можно предположить, что в инструкцию включены советы и рекомендации, полученные в результате двенадцатилетней работы с заочниками в институте. Документ об оказании методической помощи преподавателям Уфы явился важной информацией о работе по курсу фортепиано, которая впервые вышла за рамки своего вуза и заложила основу развитию творческих связей с другими учебными заведениями страны.

В период 60-х годов, институт был озадачен составлением на магнитной ленте звучащих пособий, которые в первую очередь адресовались студентам-заочникам. Надежда Андреевна, вместе с инициатором этого движения Павлом Васильевичем Лобановым , вовлекла в работу многих педагогов кафедры. В результате было создано 27 озвученных пособий на магнитной ленте и 4 пластинки, выпущенных фирмой «Мелодия» . Эти уникальные, по своей значимости пособия, сохранились и находятся в фонотеке РАМ им.Гнесиных .

К этому времени относятся и первые публикации педагогов . В 1968 г. выходит из печати программа по фортепиано для студентов факультета народных инструментов . Данная публикация вселила уверенность в необходимости создания аналогичных программ для других факультетов. С именем Надежды Андреевны Светозаровой связано неустанное совершенствование работы коллектива, сохранение гнесинских традиций – горячей любви к своему делу. В 1968/69 учебном году Надежда Андреевна оставила кафедру и перешла на работу директором школы-семилетки им.Гнесиных.
На вакантное место заведующей кафедры ректор Юрий Владимирович Муромцев пригласил Веру Дмитриевну Ныркову . Утверждение Художественным советом нового руководителя состоялось в 1969 г. В этой должности В.Д.Ныркова работает до настоящего времени.
В 1969-1979г. главным в работе кафедры явилось закрепление и развитие опыта преподавателей кафедры. Были подготовлены варианты программ для студентов разных специальностей. Проводились научно-методические конференции: «Роль и значение курса фортепиано в формировании музыканта-педагога» (25 января 1976 г.), «О проблеме чтения нотного текста с листа» (26 апреля 1977 г), («О преемственности звеньев музыкального обучения по курсу фортепиано» (28 марта 1978 г.), «О новых формах преподавания курса фортепиано студентам разных специальностей» (25 мая 1979 г.).

Кафедра впервые стала заниматься повышением квалификации педагогов среднего и высшего звена по курсу фортепиано. К началу следующего десятилетия вышла в свет программа по фортепиано в брошюре, объединяющий 5 факультетов, с их тремя отделениями под редакцией Н.П.Толстых .
Достигнутые результаты позволили кафедре выйти за рамки института и организовать работу по курсу фортепиано в более широком масштабе. Следующим этапом работы явились 1980-1999 гг. В 1981 г. создана Секция курса фортепиано при Методическом кабинете Министерства культуры РСФСР . Ее создание стало важнейшей вехой в дальнейшем развитии курса. В состав Секции курса фортепиано входили заведующие кафедрами курса фортепиано вузов культуры и искусства.

В 90-е годы, в связи с перестройкой в стране, изменился статус Секции. Она была преобразована в Секцию по научно-методическому обеспечению курса фортепиано для студентов разных специальностей при учебно-методическом объединении РАМ им. Гнесиных. В сфере влияния Секции оказались музыкальные училища областей, примыкающих к Московскому региону. В это время на основе технологии «деловой игры», внедряемой в сферу музыкального образования О.М.Мятиевой, создавалась «Программа по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей». Эта программа уникальна по своему значению. В ней были определены единые цели и задачи для каждого звена музыкального обучения. В подготовке ее участвовали 38 педагогов из 9 учебных заведений страны. Программа вышла в 1997 г. и получила широкое признание у педагогов курса в масштабе всей страны.

Параллельно с работой над программой возникла идея о проведении смотра-конкурса по курсу фортепиано. Впервые она прозвучала на Международной конференции в Новомосковске «Проблемы преподавания курса фортепиано в системе школа – училище - вуз». На ней были заслушаны доклады педагогов школ и училищ, которые были изданы в сборнике «Актуальные методологические и методические проблемы преподавания курса фортепиано в системе школа-училище-вуз»: I выпуск, 1996 г. (ред. П.Н. Евтихеев). Впоследствии по результатам научно-методических конференций изданы еще 2 выпуска:. II выпуск в 1997 г.,III выпуск в 2003 г. (ред. О.М. Мятиева). Эти сборники стали трибуной для выступлений в печати педагогов музыкальных училищ и школ.

1997 г. стал очень насыщенным событиями широкого масштаба. В этот год вышел из печати второй Межвузовский сборник статей «Курс фортепиано в системе музыкального образования» . И в тот же год впервые был проведен Всероссийский смотр-конкурс по курсу фортепиано.
I Всероссийский конкурс по курсу фортепиано состоялся в апреле 1997 г. в РАМ им.Гнесиных. В нем приняли участие 38 студентов разных специальностей из 9 музыкальных училищ (Белгород, Калуга, Коломна, Новомосковск, Великий Новгород, Тамбов, Пушкино, Москва). Программа включала: фортепианное произведение (миниатюра) Шуберта или Грига в связи с юбилейными датами и ансамбль любого состава по выбору участников. Этот конкурс был только для студентов музыкальных училищ. В последующих принимали участие как студенты училищ, так и вузов страны.

Смотры-конкурсы перемежались с фестивалями музыкально-просветительских программ. Просветительством на кафедре занимались еще в конце 70-начале 80-х годов. Тогда автором программы, ее режиссером и ведущим являлся педагог . С 1987 года данная форма становится частью учебного процесса по курсу фортепиано. В большой степени этому помогли «деловые игры», при помощи которых создавались студенческие композиции. Было подготовлено множество программ, в которых студенты выполняли разные роли: солистов, чтецов, концертмейстеров, авторов сценариев, оформителей и др. Это вызывало большой интерес у студентов, их творческие способности могли раскрыться в полной мере. В основном занятия проходили с первокурсниками ИТК факультета. Срели подготовленных композиций: «Древняя Русь через века» (1988 г.), Абонент № 9 в музее им. М.И. Глинки – «В мире удивительного танца» состоящий из трех композиций (1996 г.), «Музыкальное сердце столицы» (1997 г.), «Из истории Балакиревского кружка» (1998 г.), «По странам мира»: “Испания” (1998 г.), “Италия” (1999 г.), “Франция” (2000 г.) и др. Программы были показаны на ФПК, в Доме Ученых, в Шуваловской гостиной. Они получили горячий отклик. Во многих учебных заведениях эта работа была продолжена. Назревала необходимость вынести ее на широкий форум. Секция решила провести Всероссийский фестиваль просветительских программ.

Основной задачей проведения Фестивалей явилось возрождение традиций просветительской деятельности в России. I Всероссийский фестиваль был приурочен к 140-летию Русского музыкального общества, коллективным членом которого является наша кафедра. Фестиваль был организован под эгидой Комитета по культуре правительства Москвы и Московского музыкального общества. Для проведения его было разработано Положение, которое определило задачи, цели, требования. Участникам предлагалось подготовить программы как в живом исполнении, так и в видеозаписи. Время звучания регламентировалось: малая форма – до 20 минут, большая – до 45. На приглашения, разосланные по музыкальным учебным заведениям, откликнулись 9 училищ, 5 вузов и 1 школа. Всего представлено 17 программ. Фестиваль вызвал одобрение педагогов как форма наиболее соответствующая сущности курса. Секция приняла решение проводить такие фестивали регулярно, чередуя с конкурсами.

И еще – бытовавшее свыше полувека название курса и кафедры с приставкой «общее», хотя в учебных планах № 2002-2008, утвержденных еще Министерством культуры СССР и новыми госстандартами его нет, наконец – снято. Решением Ученого совета от 21 ноября 2003 г. и приказом №19-К от 14 января 2004 г., кафедра получила наименование – «Фортепиано».

Оглядываясь назад, можно сказать, что пройден огромный путь, вехи которого были наполнены большими событиями, свершениями, достижениями. Не затронуть многие из них было бы делом неверным, так как труд, выполненный соратниками, сподвижниками, коллегами – немалый. Очень важную роль сыграла Секция курса фортепиано, позволившая вывести кафедру на более высокий уровень деятельности. Курс фортепиано обогатился программами, научными работами, конкурсами, фестивалями. Во всех мероприятиях самое активное участие принимал коллектив кафедры. В настоящее время здесь работает 29 педагогов: 2 профессора, 17 доцентов, 10 преподавателей (из них 3 кандидата искусствоведения и 1 кандидат педагогических наук). Отрадно, что в последние годы пришли 10 молодых педагогов с готовностью перенимающих лучшие гнесинские традиции кафедры. Это вселяет надежду, что накопленный за долгие годы большой творческий потенциал кафедры послужит основой для дальнейшего развития курса фортепиано в будущем.

 

Отчет о конференции "Курс фортепиано: актуальные проблемы и перспективы развития"

9-10 декабря 2016 года в Музыкальной гостиной дома Шуваловой состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей на тему «Курс фортепиано: актуальные проблемы и перспективы развития», организованная кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных (заведующая кафедрой О.А.Якупова).

Все новости кафедры
 
Все концерты кафедры
 
@Mail.ru Rambler's Top100