home

Вы здесь

Кафедра компьютерной музыки

  • Список преподавателей
  • О кафедре
  • Новости
  • Концерты
Ульянич Виктор Степанович
Зав. кафедрой
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Кикта Валерий Григорьевич
Должность (для преподавателей академии): 
Профессор
Джангваладзе Андрей Юрьевич
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Довгань Владимир Борисович
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Кайнова Ирина Анатольевна
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Пешняк Владимир Григорьевич
Должность (для преподавателей академии): 
Доцент
Новикова Ксения Андреевна
Должность (для преподавателей академии): 
Преподаватель
 
Саржант Александр Владимирович
Должность (для преподавателей академии): 
Преподаватель
 
Руководитель: 
Ульянич Виктор Степанович

К концу 90-х годов XX в.  в музыкальных вузах России назрела необходимость в подготовке и формировании специалистов нового типа – композиторов, звукорежиссеров, музыковедов и исполнителей, владеющих всеми видами новейших музыкально-компьютерных технологий для успешной профессиональной деятельности. Выпускник, прошедший инновационный курс подготовки, должен получать несравнимо больший диапазон приложения творческих сил благодаря глубоким знаниям в области современных направлений художественной деятельности, в особенности в сфере компьютерной музыки.

Современные требования к музыкальному образованию предполагают гармоничное сочетание фундаментального классического обучения с новыми информационными технологиями. Важнейшая задача сегодня – подготовка специалистов высокого класса, способных работать по-новому и отвечать современным темпам взаимодействия в мировом музыкально-социальном организме, складывающемся на наших глазах.

Из истории развития компьютерной музыки в РАМ имени Гнесиных

По установившейся традиции РАМ им. Гнесиных является ведущим музыкальным вузом страны, в котором постоянно, систематически и целенаправленно внедряются новейшие технические средства обучения в учебный процесс и ведется плодотворная научная работа в этом направлении. Достаточно вспомнить Лабораторию Музыкальных Технических Средств Обучения (ЛМТСО) и Автоматизированный Класс Музыкального Обучения (АКМО), созданные в 60–70-х годах усилиями доцента тогда института П.В.Лобанова. Им же была составлена Программа для музыкальных вузов «Технические средства обучения», утвержденная Министерством культуры СССР в 1979 году.

знакомление будущих музыкантов с дидактическими возможностями обучающей электронной техники того времени, с новыми условиями их профессиональной деятельности в студиях радио и телевидения, обучение студентов грамотному использованию аппаратуры позволяло определенному числу выпускников нашего вуза ежегодно работать в качестве звукорежиссеров или музыкальных редакторов. Естественным результатом расширения этой программы явилось впервые в нашей стране открытие в 1986 году новой специальности – «Музыкальная звукорежиссура».

С появлением в СССР первых персональных компьютеров Государственный музыкально-педагогический институт (ГМПИ) имени Гнесиных был первым музыкальным вузом, в котором интенсивно велась научная работа в области музыкальной информатики и компьютерной музыки. С 1984 года теоретическое развитие идей компьютерной музыки, акустики, информатики в музыкальном творчестве, науке и образовании, а также их внедрение в музыкальную и педагогическую практику связано с деятельностью композитора, ученого и педагога – Виктора Степановича Ульянича.

После окончания композиторского факультета в 1983 году В.С.Ульянич получил приглашение от ректората ГМПИ на работу в ЛМТСО. Позднее по ходатайству Министерства культуры СССР перед Академией наук СССР и рекомендации академика Н.Н.Моисеева был направлен в аспирантуру Вычислительного центра АН СССР с научной темой «Музыкальная информатика и компьютерная музыка», впервые официально утвержденной в 1984 году.

В 1986 году В.С.Ульянич принимал активное участие в составлении учебных программ для звукорежиссеров и предложил впервые в нашей стране ввести дисциплину «Электронная музыка и инструменты» для звукорежиссеров. В 1987 году ЛМТСО была реорганизована в Лабораторию музыкальной информатики, которая некоторое время находилась под руководством профессора Ю.Н.Рагса. В 1989 году по просьбе Ю.Н.Бычкова, декана историко-теоретико-композиторского (ИТК) факультета, а также заведующего кафедрой композиции и инструментовки профессора К.Е.Волкова, В.С.Ульяничем был написан первый вариант программы по компьютерной музыке для звукорежиссеров. С 1990 года В.С.Ульянич преподает курсы дисциплин «Электронная и компьютерная музыка» и «Музыкальная информатика» для композиторов и звукорежиссеров на ИТК факультете.

На рубеже 2000–2001гг.  необходимость организации кафедры компьютерной музыки для всех стала очевидной. По инициативе В.С.Ульянича и при поддержке кафедры композиции и инструментовки, Совета ИТК факультета и ректората решением Ученого Совета Академии от 3 июля 2001 года Кафедра компьютерной музыки была учреждена.

Необходимо отметить, что Кафедра компьютерной музыки исторически и генетически выросла из кафедры композиции и инструментовки. Идею В.С. Ульянича о необходимости создания новой кафедры активно поддерживали известные композиторы, в разные годы работавшие на кафедре композиции и инструментовки  –  Г.П.Дмитриев, А.А.Муравлев, а также ныне успешно преподающие профессора  К.Е.Волков, Г.В.Чернов.

Вначале основные направления деятельности кафедры были связаны с организацией системного учебного процесса, направленного на освоение новейших средств компьютерной музыки, акустики, информатики с ориентацией на достижение творческих результатов; с разработкой, написанием и изданием учебно-методических программ, учебников, пособий для обеспечения полноценного учебного процесса; с организацией научных исследований, написанием дипломных и диссертационных работ; с созданием рабочей среды, объединявшей бы студентов-музыкантов различных специальностей, проявлявших интерес к использованию новейших компьютерных технологий в искусстве, с привлечением студентов немузыкальных вузов (программистов, конструкторов, художников и др.); с организацией и проведением мастер-классов и стажировок для студентов и аспирантов других вузов (в том числе и зарубежных) на базе Академии и за ее пределами; с организацией и проведением концертов, фестивалей, конференций; с реали- зацией совместных научно-художественных проектов студентов Академии и других музыкальных и немузыкальных вузов; с обменом информацией и установлением рабочих контактов с зарубежными центрами и студиями; с расширением поля деятельности кафедры за счет распространения комплексной программы как базовой для всех музыкальных специальностей с целью ее постепенной адаптации на всех иерархических уровнях образования: школа – училище – вуз.

За относительно небольшой период своего становления кафедра естественно и органично вошла в круг основных учебно-творческих подразделений Академии, развивая ее лучшие традиции и одновременно качественно обновляя учебно-методическую, творческую и научную работу. Компьютерный класс и Студия компьютерной музыки служат хорошей технической базой кафедре для обеспечения учебного процесса, а также проведения учебно-методической, научной и творческой работы с использованием средств мультимедиа, интернета, профессиональной аудио- и видеотехники.

Профессорско-преподавательский состав и инженерно-технический персонал кафедры обеспечивают высокопрофессиональную работу, направленную на выполнение учебных и творческих задач, предписанных ФГОС ВО.

Кафедра компьютерной музыки сегодня

До 2011 года на кафедре студенты изучали три основных дисциплины - «Электронная и компьютерная музыка» (композиторы и звукорежиссеры), «Музыкальная акустика» (композиторы и музыковеды), «Музыкальная информатика» (все специальности, кроме менеджеров, у которых общая информатика), а также факультативный курс для композиторов «Интерактивное музицирование: электронный духовой инструмент». По данным дисциплинам впервые в отечественной практике были разработаны оригинальные учебные программы и методические руководства для студентов музыкальных вузов, написаны и частично опубликованы научные статьи и монография. Сочетание различных форм занятий – групповых (лекции и семинары по компьютерной музыке, акустике и музыкальной информатике) и индивидуальных (музыкальная информатика, интерактивное музицирование, компьютерное сочинение, компьютерная аранжировка), позволяло педагогам наиболее полно и адекватно передавать знания и практический опыт студентам.

Связь новейших технологий с традиционными дисциплинами и методиками дает практические результаты в творческой деятельности студентов еще на начальном этапе обучения, что позволяет им оперативно включаться в современную музыкально-профессиональную среду и способствует их востребованности. Так, уже ко второму курсу студенты всех специальностей умеют работать с музыкальным материалом в различных музыкально-компьютерных форматах (нотных, графических, звуковых, мультимедийных файлов).  На кафедре уделяется большое внимание тому, как будущий музыкант будет применять полученные знания и умения в области музыкально-компьютерных технологий в своей основной профессиональной деятельности. Студенты-композиторы выполняют профессиональные творческие заказы на создание музыки и аранжировок  к спектаклям, аудиокнигам, кино- и телефильмам с применением средств компьютерной музыки, при этом нередко получают награды и премии за свои работы. Творческие достижения студентов-композиторов в области компьютерной музыки и аранжировки были отмечены победой студентов-гнесинцев на Девятых Молодежных Дельфийских играх России, ставших обладателями  всего комплекта медалей.

В 2011 году с момента введения в учебный процесс образовательных программ бакалавриата и магистратуры и получением Академией лицензии на право ведения указанной образовательной деятельности, кафедра стала основным организатором учебной и воспитательной работы по профессиональной подготовке бакалавров и магистров по направлению 073000.62 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»,  профиль «Компьютерная музыка и аранжировка» (в настоящее время коды ООП – 53.03.06  бакалавриат и 53.04.06  магистратура).
Ныне кафедра является одним из основных успешно развивающихся учебно-творческих структурных подразделений ИТК факультета Академии, принципиально новым объединением специалистов, ведущих одновременно педагогическую, научно-исследовательскую и творческую деятельность в соответствующей области.

Профессорско-преподавательский состав кафедры систематически участвует в различных мероприятиях от вузовского до международного уровня с широкой географией в качестве организаторов и учредителей фестивалей, концертов и мастер-классов; участников и докладчиков  научных конференций и семинаров; оппонентов и рецензентов диссертаций и научно-методических работ; разработчиков госстандартов и примерных программ высшего образования; председателей и членов жюри музыкальных конкурсов; экспертов аттестационной экспертизы вузов.

Наиболее крупные и значимые творческие проекты кафедры:

Фестиваль «Композиторы Гнесинского дома», 2001-2004 гг. совместно с кафедрой композиции и инструментовки; Московский ежегодный фестиваль «Арфовое искусство России», 2004-2014 гг. совместно с Русским арфовым обществом, кафедрой арфы, виолончели и контрабаса (Х-й Московский фестиваль «Арфовое искусство России» был посвящен воссоединению Крыма с Россией и 50-летию Русского арфового общества и проходил  в Севастополе, Симферополе, Ялте, Феодосии и Евпатории с 8-го по 13 октября 2014 года в рамках акции по поддержке музыкальной культуры Крыма и г. Севастополя деятелями искусств); Московский музыкальный фестиваль «Светозвоны», 2012-2014 гг. совместно с Петровской академией наук и искусств.
Основные перспективные направления деятельности кафедры – расширение сферы преподавания новых форм сочинения и исполнения на электронных инструментах: электронный духовой инструмент, электронный клавишный инструмент, терменвокс и др.; проведение федеральных конкурсов и фестивалей компьютерной музыки в младших, средних и старших возрастных категориях по направлениям: компьютерная композиция, компьютерная аранжировка, аудиовизуальная композиция, электронно-музыкальное исполнительство; развитие дистанционных форм обучения по дисциплинам кафедры; развитие следующих ступеней обучения (ассистентура и аспирантура); расширение стажировки и повышения квалификации специалистов из других учебных заведений; коренное улучшение материально-технической базы для развертывания научно-исследовательской и инженерно-технической работы по созданию  новых оригинальных программных продуктов в области музыкального творчества; создание в РАМ им.Гнесиных информационного и творческого Центра компьютерной музыки федерального значения.

 

 

Компьютерно-электронная мозаика фестиваля «Светозвоны»

24 апреля 2017 года состоялось необычное открытие фестиваля "Светозвоны", который в Российской академии музыки им. Гнесиных уже стал доброй традицией и имеет богатые корни и предысторию. Можно смело утверждать, что это первый в фестивальной истории концерт, программа которого полностью составленна из электронно-компьютерных композиций. И, следует отметить, интерес к мероприятию получил широкий общественный резонанс, заслуженно отмеченный благодарной публикой.

Поздравление профессору Виктору Степановичу Ульяничу с вручением золотой медали Союза Московских композиторов

Поздравляем заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, заведующего кафедрой Компьютерной музыки, профессора Виктора Степановича Ульянича с вручением золотой медали Союза Московских Композиторов "За содружество, за вклад в развитие и пропаганду современной музыки".

Март, 2017 год.

Поздравляем лауреатов Всероссийского конкурса электронной и компьютерной музыки

Поздравляем лауреатов Всероссийского конкурса электронной и компьютерной музыки, Александра Саржанта и Алину Мухаметрахимову

Поздравляем Владимира Борисовича Довганя

Поздравляем Владимира Борисовича Довганя с награждением орденом Русской Православной Церкви

Все новости кафедры
 
@Mail.ru Rambler's Top100