home

Вы здесь

"Весна народная": концерт традиционной музыки России и Грузии «В горах и на равнине», приуроченный к открытию международного фестиваля-конкурса «Майские ассамблеи»

Весна народная

Материал подготовила студентка I курса ИТК Алексеева Алиса

18 мая в малом зале колледжа им. Гнесиных прошел концерт традиционной музыки России и Грузии «В горах и на равнине», приуроченный к открытию международного фестиваля-конкурса «Майские ассамблеи».

Фестиваль «Майские ассамблеи» проходит в РАМ им. Гнесиных уже в четвертый раз, с каждым годом привлекая все большее количество участников и слушателей. Сюда приезжают не просто посоревноваться, заявить о себе, показать свое творчество. Помимо исполнительской практики участники получают хороших слуховой опыт: знакомятся с народной культурой разных областей России, слушают песни, которые возможно еще не были исполнены перед широкой публикой.   

В этот вечер в «Гнесинском на Поварской» неимоверно шумно.На открытие пришло очень много людей - в основном конкурсанты, педагоги и родители. Появление ансамбля «GORDA» в зрительном зале сопровождается громкими овациями, все очень рады, что коллектив смог приехать к нам из Тбилиси.

Фестиваль открывает Светлана Юрьевна Власова – художественный руководитель фольклорного ансамбля академии, член жюри фестиваля. Сначала торжественно всех приветствует, затем рассказывает о программе концерта: сегодня прозвучат песни русских сел Закамья в исполнении фольклорного коллектива РАМ им. Гнесиных, вторая половина концерта будет посвящена грузинской народной и церковной музыке. Фольклорный коллектив из Белоруссии «Варган» также должен был присоединиться к списку гостей, но приехать не смог.

По традиции, концерт начинается с выступления гнесинского ансамбля. Студенты-этномузыкологи готовились к этому событию год, тщательно изучая и прорабатывая непростой аутентичный материал. Протяжные песни ульяновского Заволжья были собраны и записаны в экспедиции под руководством Маргариты Анатольевны Енговатовой еще в 80-х годах прошлого столетия. И если бы не она, то песни этого района, названного в свое время В. М. Сидельниковым «любопытнейшим фольклорным гнездом», до наших дней так бы и не дошли. Никого из исполнителей уже нет в живых, а сами песни известны только узкому кругу специалистов.

В музыку влюбляешься с первых звуков. Лирические баллады «Как у ключика» и «По ельничку» поражают своей степенностью, умиротворенностью, даже некоторой холодноватостью. Зал как будто наполняется свежим ветром, колышущим зелень бескрайних полей. Такой зрительный образ – не просто наше воображение. Артисты, облаченные в красочные весенние костюмы,  выходят с пышными зелеными венками и небольшими кустами, создавая предвкушение праздника. Совсем скоро Семика и Троица: туманные рассветы, вождения хороводов, «ношения репейника». Перед зрителем проходит весь троицкий обрядовый цикл: на фоне хороводной песни «Летел сокол» девушки встают в круг, надевают венки, кумятся, пропускают платки через веночки.

Звучат также рекрутские песни, очень распространенные в заволжских селах. «Спали, спали с рук мои белы перчаточки» и «Высоко звезда выходила» поражают своей трагичностью, надрывной напряженностью, энергетикой, очень сильно напоминающей плачи и причитания. Даже плясовая «Подуй, мать погодушка» звучит степенно, чувствуется оттенок светлой грусти, динамичные танцевальные вставки лишь разбавляют спокойные балладные распевы.

Ансамбль «GORDA» образовался совсем недавно, в октябре 2016-го. Однако всего лишь за полгода своего существования он успел обрести множество поклонников, что и подтвердил теплый зрительский прием. «GORDA» объединяет представителей разных регионов Грузии: Гурии, Имерети, Кахетии и Мегрелии. Некоторые из них- студенты высшего училища им. Георгия Мтатсминдели.

О том, что грузинское пение прекрасно, знает каждый. Недаром часть песнопений была записана на золотую пластинку «Вояджера» и отправлена в открытый космос как одно из главных музыкальных достижений человечества,- настолько упоительна музыка.

Однако не все понимают, насколько важно сохранить ценности своего народа, передать их будущему поколению. Светлана Юрьевна Власова заставляет об этом задуматься: «Традиции грузины впитали с детства, «с молоком матери», все они так или иначе пели со своими родственниками в быту, чего у нас к сожалению теперь нет. Я думаю, что в зале есть люди, которые не поют. И вот ту часть, которая не поет, я призываю: ну хоть как то начинайте это делать.  Раньше мы пели везде: и на праздничных застольях, и в будни. Но сейчас этого, к сожалению, уже нет…»
 
Выступление ансамбля начинается кахетинским  «Многолетием» - традиционной застольной песней,  исполняющейся, как правило, после первого тоста. Мастерство певцов завораживает: фразы кажутся бесконечными, объем воздуха в легких - необъятным. Их всего восемь, но от мощи звукового потока в какой-то момент начинает звенеть в ушах. Зал разрывается аплодисментами.

Далее – церковные песнопения, не менее прекрасные: “Кресту твоему покланяемся” монастыря Гелати и “Шен хар венахи”(“Ты есть, виноградная лоза») в двух вариантах. Первый распев - нежный и мелодичный, с чувственным прерванным оборотом, - пожалуй, самая трогательная песня, исполненная ансамблем. Второй - острый и напряженный, с броскими совершенными интервалами. Поражает, насколько разными были напевы, опирающиеся на один и тот же текст.

Танцы и игры у «Gorda» также представлены в репертуаре. На абхазской песне «Шаратынь» лидер коллектива Георгий Годзеладзе пускается в пляс.  Далее звучит кахетинская мелодия, предполагающая танец двух мужчин, дразнящих друг друга в шуточной форме. Пляску решили не ставить и оставили только инструментальный наигрыш, однако положительных эмоций от этого не убавилось. В заключение ансамбль исполнил застольную гурийскую “Дай бог мира”.

 

 

@Mail.ru Rambler's Top100